«Тоддлер - группа» от 2 до 4 лет

Приготовление еды - одно из самых важных действий для 2-3-летнего ребенка, а в Монтессори-классе это доступно делать максимально самостоятельно.

 

Toddler - в переводе с английского "ребенок, начинающий ходить" - это малыш в возрасте от года до трех с половиной лет. Он активно познает и осваивает мир, начинает ходить, говорить, идентифицировать себя и окружающих в социуме; постепенно обретает эмоциональную независимость от мамы.

В этот непростой возрастной период родители перестают узнавать своего ангелочка, с которым еще недавно легко можно было договориться, отвлечь от ненужного занятия и направить активность в полезное русло. К полутора-двум годам ребенок все больше стремится к независимости, но многого еще не умеет, а потому начинает обижаться и злиться. Он все еще нуждается в помощи, но уже не готов ее безусловно принимать. Поэтому надо оказывать малышу поддержку так, чтобы он не чувствовал себя бессильным или ущемленным. "Помоги мне это сделать самому!" - такой лозунг произнесла некогда Мария Монтессори от лица ребенка

Младенцы до года воспринимают людей как занятные объекты, как часть окружающей среды. Тоддлеры начинают видеть в других людях себе подобных, а потому испытывают огромную потребность в социализации: им нужны общение и совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. Но ни общаться, ни работать вместе с другими они также пока не умеют.
Разрешить это противоречие в жизни ребенка помогает монтессори-педагогика.

В сравнительно многочисленной и - что важно - разновозрастной группе педагог, прежде всего, - помощник и посредник. Между тоддлерами часто возникают конфликтные ситуации, поскольку они не знают, как договариваться, когда нужно потерпеть, уступить или, наоборот, настоять на своем. На помощь приходит взрослый. Он помогает детям осознать свои эмоции, желания, проблемы, - в том числе озвучивая их самим малышам, - а затем предлагает разумное решение, устраивающее обе стороны. К примеру: если обычно двое ребятишек, не поделивших игрушку, будут отстаивать свое право ором (а в худшем случае - силой), то в группе они научатся договариваться и станут пользоваться игрушкой по очереди или играть совместно.
В результате ребенок осознает, что мир вокруг разумен и дружелюбен, надо только стать разумным и дружелюбным самому. Такой подход в сочетании с развивающими занятиями дает быстрые и очень наглядные результаты.

Теперь несколько слов о самих занятиях. В правильно оснащенной группе они основаны на разделах ("зонах") монтессори-среды:

• Тоддлер активно наращивает словарный запас. Поэтому в группе выполняются упражнения по выстраиванию фраз; проводятся игры, стимулирующие развитие речи, в том числе на основе ярких, интересных для ребенка пособий. На "кругах" проходит речедвигательная работа, т.е. движение под различные тексты с элементами логопедической гимнастики.
• Сенсомоторная деятельность. Малыши начинают оперировать понятиями размера, формы, цвета, звука. Закладываются основы математических представлений. Тренируется и крупная моторика - ребенок учится грациозно двигаться, обходить препятствия, правильно воспринимать пространство и выбирать траектории. Развивается вестибулярный аппарат.
• Большое внимание уделяется практическим навыкам. Дети учатся самостоятельно раздеваться и одеваться, накрывать на стол, готовить еду, наводить порядок, поддерживать чистоту.
• Творческая зона. Здесь мы начинаем правильно пользоваться красками, кистями, ножницами, клеем, знакомимся с возможностями различных материалов: красок, бумаги, фольги, пластилина и т.п., учимся использовать природные материалы в творческой деятельности.
• Отдельное внимание уделяется развитию музыкальных способностей.

Благодаря занятиям ребенок будет развиваться быстрее и гармоничнее. Но еще важнее для его дальнейшей жизни, что он станет сильным и свободным в социальном плане: самостоятельным, эмоционально уравновешенным, дружелюбным, способным легко адаптироваться к любой среде и непринужденно общаться. Он будет ставить перед собой ясные цели и спокойно, упорно добиваться их.

полезный завтрак в группе тоддлер

Группа Тоддлер- адаптация к детскому садику дает:

- все большую самостоятельность малыша, уверенность в себе и своих силах
- умение общаться, договариваться с чужим взрослым, заявлять ему о своих текущих потребностях
- умения ухаживать за собой и своими вещами, помогать в приборке и уходе за домом, на кухне, пользоваться ножницами, кисточкой, молоточком, листать и рассматривать страницы книги
- навыки общения: просить о помощи, интересоваться делами и играми других детей, не давать себя в обиду, соблюдать правила группы
- главное! с точки зрения монтессори-педагогики, тоддлер-группа - это иная степень свободы для ребенка.

В группах адаптации к детскому саду он учится выбирать и работать, осваивает правила группы. Здесь же малыш учится управлять собственным временем, планировать свою деятельность, распоряжаться своей свободой.
В тоддлер-группах материал тот же, что и в 0-3, но дополненный более сложными заданиями: стирка белья, глажка, сервировка стола, мытье посуды и т.д.

Круг - это особая форма работы в методе Монтессори, включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются друг с другом и педагогами; пальчиковые игры; музыкальные минутки. На музыкальных минутках с детьми проводятся подвижные игры, направленные на развитие концентрации внимания и формирование коллектива. Также на кругах осуществляется "космическое воспитание" (термин Марии Монтессори) - знакомство с окружающим миром, формирование представлений о природе, о животном и растительном мире, знакомство с сезонными изменениями, знакомство с социальной действительностью.
Монтессори - класс - это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде (см. описание ниже), направленная на всестороннее развитие ребенка. Монтессори-среда дает также огромные возможности для обучения самостоятельности в работе: доводить дело до конца, находить и исправлять ошибку самому, уметь просить о помощи и принимать её, работать в паре, согласовывать действия и договариваться, находить компромисс, поддерживать порядок в окружающем пространстве.

Вход на сайт